Услуги и деятельность. Археология Прикамья

Деятельность (услуги) организации ПРОО "Археологи Прикамья" осуществляется в соответствии с законом Российской Федерации и на основании получения Открытых листов, дающих право проведения работ.

Наша команда (подробнее о нас - здесь) занимается археологическими исследованиями, осуществляет раскопки археологических памятников разных эпох с научной и охранно-спасательной целью. Также, мы занимаемся проведением Государственной историко-культурной экспертизы (ГИКЭ). Историко-культурная экспертиза является обязательным условием перед проведением строительных, земляных работ. ГИКЭ подразумевает собой комплекс мероприятий, направленных на установление наличия (отсутствия) памятников историко-культурного наследия на определенном участке, иными словами - археология в строительстве.

Археологические работы представляют собой как выявление на участке объекта историко-культурного наследия (памятника археологии), так и изучение этого памятника путем археологических раскопок. В результате археологических работ производится камеральная обработка артефактов, написание научного отчета (сдается в Отдел полевых исследований Института археологии РАН).

Наша главная цель - сохранение историко-культурного наследия Пермского края. В рамках этого направления мы занимаемся реализацией различных проектов, связанных с популяризацией ОКН, археологии и истории, развитием краеведческих, исторических, музейных сообществ. Мы сотрудничаем с образовательными организациями, организовываем научные мероприятия.

Весь перечень, представленный в этом разделе, не является исчерпывающим.

Мы всегда открыты к сотрудничеству, созданию совместных проектов и обсуждению Ваших идей!

Государственная историко-культурная экспертиза (ГИКЭ)

На фото: разведочный шурф, выработка которого произведена для выявления объектов историко-культурного наследия

Историко-культурная экспертиза является обязательным условием перед проведением строительных, земляных работ. ГИКЭ подразумевает собой комплекс мероприятий, направленных на установление наличия (отсутствия) памятников историко-культурного на определенном участке. Археология в строительстве.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

I. Земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и других работ.

1. Обращение в государственный орган, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия (по территории Пермского края – Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Пермского края). Если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на земельных участках, подлежащих хозяйственному освоению объектов культурного наследия (включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия), то в отношении таких земельных участков проводится обязательная историко-культурная экспертиза.

2. Специалистами организации производится сметный расчет, а также готовится проект Договора на выполнение археологического разведочного обследования земельного участка и проведение Государственной историко-культурной экспертизы. Проект Договора направляется на согласование Заказчику, после чего подписывается сторонами.

3. На основании подписанного Договора Исполнителем оформляется заявка на получение Открытого листа - разрешения на право проведения археологических работ. Открытый лист выдается Министерством культуры РФ в 30-дневный срок с момента регистрации заявки.

4. После получения Открытого листа, его Держатель не позднее, чем за пять рабочих дней до начала проведения археологических полевых работ представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, а также в орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого планируются археологические полевые работы, уведомление в письменной форме об их проведении с указанием срока и места, а также копию разрешения (Открытого листа).

5. Полевой этап работ (определение наличия/отсутствия объекта историко-культурного наследия на территории: закладываются разведочные шурфы, производится сбор подъемного материала, фотофиксация и наблюдение). Перед проведением полевого этапа производится сбор архивных данных (историческая справка) по исследуемой территории.

6. По результатам полевых работ выполняется Технический отчет (Документация, содержащая результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия).

7. Составление Акта Государственной историко-культурной экспертизы - земельного участка или Технического отчета (Документации...). Акт подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.

8. Заказчик представляет в госорган охраны объектов культурного наследия заключение экспертизы со всеми прилагаемыми документами и материалами в электронном виде.

9. Орган охраны объектов культурного наследия в течение 15 рабочих дней рассматривает заключение экспертизы с прилагаемыми документами и материалами.

· 5 дней на размещение на сайте госоргана;

· 7 дней информация находится на сайте на общественном обсуждении;

· На 8-й день делается сводка предложений (поступили или не поступили в ходе обсуждения) и публикуется на сайте;

· Остальные дни - на подготовку решения.

10. По итогу рассмотрения госорган принимает решение о согласии с выводами, изложенными в заключении экспертизы (можно проводить работы), или несогласии с выводами, изложенными в заключении экспертизы (работы проводить нельзя или акт ГИКЭ необходимо доработать).

II. Проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и других работ в границах объекта культурного наследия или на участке непосредственно связанном с участком в границах объекта культурного наследия.

1. Обращение в государственный орган, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия (по территории Пермского края – Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Пермского края). Если территория, где будут проводиться земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и других работы, расположена в границах территории объектов культурного наследия (включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия) или на участке непосредственно связанном с участком в границах объекта культурного наследия, то в проектах проведениях таких работ должен обязательно содержаться раздел по обеспечению сохранности объектов культурного наследия. Раздел подлежит государственной историко-культурной экспертизе.

2. Специалистами организации производится сметный расчет, а также готовится проект Договора на разработку раздела по обеспечению сохранности объекта культурного наследия. Проект Договора направляется на согласование Заказчику, после чего подписывается сторонами.

3. На основании подписанного Договора Исполнитель проводит архивные изыскания, работает с проектом планируемых работ, который предоставляет Заказчик, совершает осмотр территории памятника, где планируется проведение работ, с целью фиксации современного состояния памятника.

4. По результатам работы формирует раздел по обеспечению сохранности объекта культурного наследия. Он может содержать следующие выводы:

· Планируемые работы не несут вреда для объекта культурного наследия и могут реализовываться на данной территории;

· Планируемые работы разрушают объект культурного наследия, требуется проведение спасательных археологических раскопок перед началом работ;

· Планируемые работы проводятся на участке с поврежденным культурным слоем, в ходе проведения работ требуется проведение археологического наблюдения.

5. На разработанный раздел по обеспечению сохранности объекта культурного наследия составляется акт Государственной историко-культурной экспертизы. Акт подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.

6. Заказчик представляет в госорган охраны объектов культурного наследия заключения экспертизы со всеми прилагаемыми документами и материалами в электронном виде.

7. Орган охраны объектов культурного наследия в течение 45 рабочих дней рассматривает заключение экспертизы с прилагаемыми документами и материалами.

· 5 дней на размещение на сайте госоргана;

· 15 дней находится на сайте на общественном обсуждении;

· На 16 день создается сводка предложений (поступили или не поступили в ходе обсуждения) и публикуется на сайте;

· Остальные дни - на подготовку решения.

8. По итогу рассмотрения госорган принимает решение о согласии с выводами, изложенными в заключении экспертизы (можно проводить работы, соблюдая требования раздела по обеспечению сохранности), или несогласии с выводами, изложенными в заключении экспертизы (работы проводить нельзя или акт ГИКЭ необходимо доработать).

Спасательные археологические раскопки / археологическое наблюдение

На фото: археологические раскопки, проводимые ПРОО "Археологи Прикамья"

Археологические раскопки (охранно-спасательные археологические раскопки) — комплекс мер по сохранению обнаруженных в ходе разведок (или других земляных работ) объектов культурного наследия. Чаще всего, объектом спасательных археологических работ являются разрушающиеся (под действием антропогенных или природных факторов) памятники археологии.

Порядок проведения спасательных археологических работ:

1. В проекте проведения земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и других работ содержится согласованный в госоргане по охране объектов культурного наследия раздел по обеспечению сохранности памятника, который предусматривает проведение спасательных археологических раскопок/археологических наблюдений;

2. Обращение в соответсвующую организацию, которая имеет право осуществлять археологическую деятельность (ПРОО "Археологи Прикамья"). Специалистами организации производится сметный расчет, а также готовится проект Договора на выполнение спасательных археологических раскопок/археологических наблюдений. Проект Договора направляется на согласование Заказчику, после чего подписывается сторонами;

4. На основании подписанного Договора Исполнителем оформляется заявка на получение Открытого листа - разрешения на право проведения археологических работ. Открытый лист выдается Министерством культуры РФ в 30-дневный срок с момента регистрации заявки;

5. После получения Открытого листа, его Держатель не позднее, чем за пять рабочих дней до начала проведения археологических полевых работ представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, а также в орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого планируются археологические полевые работы, уведомление в письменной форме об их проведении с указанием срока и места, а также копию разрешения (Открытого листа);

6. Полевой этап работ (определение наличия/отсутствия объекта историко-культурного наследия на территории: закладываются разведочные шурфы, производится сбор подъемного материала, фотофиксация и наблюдение). Перед проведением полевого этапа производится сбор архивных данных (историческая справка) по исследуемой территории.

7. По результатам полевых работ выполняется Технический отчет (Документация, содержащая результаты спасательных археологических раскопок/археологических наблюдений);

8. Заказчик представляет в госорган охраны объектов культурного наследия Технический отчет со всеми прилагаемыми документами и материалами в электронном виде;

9. Орган охраны объектов культурного наследия в течение 30 календарных дней рассматривает Технический отчет с прилагаемыми документами и материалами. По итогу рассмотрения госорган направляет в адрес заявителя письмо о рассмотрении Технического отчета и о его соответствии/ не соответствии разделу по обеспечению сохранности.

 

Составление исторических справок по районам и археологическим памятникам Пермского края

Отчет о проведенных археологических полевых работах должен содержать в себе разделы по:

1. физико-географической характеристике района работ;

2. геоморфологии;

3. историографической характеристике района работ.

Физико-географический раздел содержит в себе информацию о географическом положении района работ, природных и климатических особенностях, гидрологии, флоре и фауне.

Геоморфологический раздел посвящен рельефу местности района работ, истории его развития и почвообразования.

В историографической характеристике района работ содержатся сведения об истории заселения человеком района работ, степени археологической изученности данного региона, а так же дается краткая характеристика археологических памятников, наиболее близко расположенных к району полевых археологических работ.

В разделах по обеспечению сохранности объектов археологического наследия главную роль играет информация о памятнике. История изучения памятника, его культурная принадлежность, мощность культурных напластований и месторасположение на территории памятника земельных участков, уже подвергнутых изучению – вот те детали, которые влияют на итоговый вывод раздела по обеспечению сохранности. Поэтому составление исторической справки об археологическом памятнике – важнейшая часть работ по подготовке раздела по обеспечению сохранности ОКН.

 

Раздел проекта Обеспечение сохранности объекта культурного наследия

В соответствии с законодательством Российской Федерации, любой строительный проект должен иметь раздел «Обеспечение сохранности объектов культурного наследия», если на территории застройки (или в непосредственной близости к ней), находятся объекты культурного наследия.

В данном разделе будет зафиксирована историческая справка о территории. Для её создания изучается научная литература, архивные документы, археологические отчеты, данные реестров о памятниках РФ и др.

Эта информация будет учтена при расчетах влияния на памятник (объект культурного наследия) строительных работ, что и описывается в настоящем разделе.

Cоставление программ, проведение элективных курсов, занятий по археологии, краеведению, музеологии

В качестве развития и популяризации науки (истории и археологии) и пробуждения интереса к истории родного края у детей и подростков, а также - у взрослого населения, мы занимаемся разработкой, составлением программ и проведением дополнительных курсов, кружков, отдельных занятий, просветительских лекций, мастер-классов по археологии, краеведению и музеологии. Также, нами проводится оказание консультационно-информационных услуг по созданию экспозиций музеев.

На фото: волонтер ПРОО "Археологи Прикамья" проводит мастер-класс по древней керамике для сотрудников музея

Организация научных мероприятий

К предоставляемым нами услугам относится организация научных мероприятий (научные, научно-практические, научно-технические, научно-методические конгрессы, симпозиумы, конференции, коллоквиумы, семинары, школы, форумы, круглый стол и др.), их техническое сопровождение:

1. Подготовка плана проведения научного мероприятия, его программы, пленарного выступления;

2. Информирование участников о порядке работы научного мероприятия;

3. Обеспечение отбора докладов и сообщений, издание сборников с тезисами докладов и статей.

На фото: проведение ПРОО "Археологи Прикамья" научно-популярного мероприятия в Чердынском краеведческом музее по проекту